+7 (499) 404-25-83 в Москве
Перезвоните мне
Связаться с нами
0 0
Подбор
Коллекция0
Применение0
Стиль0
Форма0
Цвет0
Фактура0
Вид изделия0
Материал0
Поверхность0
Калибр0
Наличие 0
Цена, руб.
от
до
Ширина, см.
до
Длина, см.
до
Найдено 40 тов.

Византийская мозаика, которая вдохновила поколения

Для создания оригинального декора, состоящего из фрагментов, различающихся по текстуре, фактуре, цвету, применяется несколько техник. Одна из наиболее интересных - византийская мозаика, которая предполагает использование в качестве отделочного материала кусочков смальты.

Мозаика
Создание византийской мозаики - кропотливая работа.

Исторические сведения и происхождение византийской мозаики

Начало активного развития этого вида изобразительного искусства приходится на III-IV вв. В этот период происходило массовое обращение жителей Византии в христианство, возникла необходимость в строительстве многочисленных культовых сооружений: соборов и церквей.

Распространению оригинальной техники декорирования в Византийской империи поспособствовала разработка недорогой технологии изготовления смальты, которая послужила основным материалом в этом монументальном виде живописи.

Эксперименты стекловаров позволили создавать интересные разноцветные заготовки для укладки высокохудожественных образцов мозаики:

  • с содержанием природных минеральных красителей;
  • включающих в состав добавки различных металлов, в т.ч. золота, ртути и серебра.

Важно! Для достижения максимального эффекта от изображений мастера стремились расширить красочную палитру, работы не прекращались до тех пор, пока не появилась возможность точной передачи цвета, оттенка, полутона.

Этапы развития

Расцвет мозаичного искусства в Византии приходится на III в., наибольший его подъем наблюдался в периоды:

  • Золотого века, в VI-VII вв.;
  • по окончании периода иконоборчества, в IX-XIV вв.

Главной темой картин, расположенных в культовых помещениях, были библейские сюжеты.

Преимущества древнего отделочного материала

Смальта, применяемая при создании византийской мозаики, отличается высокими потребительскими характеристиками. Хотя стекло считается бьющимся, раздробить мелкие кусочки достаточно сложно.

По прочности и морозостойкости оно намного превосходит керамику, отсутствие пор на поверхности делает его устойчивым к воздействию атмосферных явлений.

Полученный путем плавления материал:

  • не крошится;
  • не выгорает;
  • не требует специального ухода и реставрации.

Стекло инертно по отношению к агрессивным химическим соединениям. Благодаря однородной структуре фрагментов мозаики, результаты истирания поверхности остаются практически незаметными.

Для очистки смальты можно использовать любые моющие средства, не опасаясь, что отделка потеряет блеск или цвет.

Мозаика
Мозаика из смальты не выгорает.

Художественные особенности и основы композиции

Мозаика в византийском стиле имеет несколько художественных особенностей. Первая - золотистый фон. Для придания благородного оттенка в стекло добавляли частицы металла. Мерцание церковных свечей, отражающееся на полотнах, создавало удивительную атмосферу, символизирующую божественное сияние.

Применяя вариант установки фрагментов под разными углами, древние мастера создавали эффект игры света на неровной поверхности, изображаемые фигуры приобретали объемность.

Четкость очертаниям изображенных объектов придавали путем обрамления их ровными контурами, выложенными из кубиков более темных оттенков.

Важно! Удивительная особенность византийской мозаики - точное соблюдение пропорций. Фигуры людей и животных изображались в полный рост, в движении. Древние художники отлично справлялись с этой непростой задачей.

Композиции из кусочков смальты удивляют яркостью, полнотой оттенков, игрой цвета. Мозаичные картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния, искусствоведы отмечают наличие на них некоторой неровности, бархатистости фактур и оттенков, которая оживляет изображения.

Контуры мозаики
Контуры мозаики выкладывают более темными кусками смальты.

Техника изготовления

Для получения художественного произведения мозаисту требовалось точно подобрать оттенки, форму и размер каждого элемента изображения. Такая работа была по силам только хорошо обученным мастерам, ведь цветовая гамма изготавливаемой в те времена смальты была достаточно богатой, стекловары освоили процесс создания более сотни ее видов.

Для обработки фрагментов материала применяли простые слесарные инструменты, имеющиеся под рукой у каждого ремесленника. Огранка элементов позволяла получать различные геометрические формы, которые удобно укладывать в мозаичные полотна.

Чаще всего использовались:

  • прямоугольные и кубические фрагменты;
  • треугольные или многогранные.

Начиналась работа с выполнения соответствующего эскиза. Прорисовывался он полностью, потом разделялся на смысловые части и фрагменты. Над созданием полотна одновременно трудилось несколько мастеров.

Важное условие получения отличного результата - подготовка ровной и гладкой поверхности. Параллельно проводились работы по изготовлению смальты, тщательно подбирались вещества для окраски ее в необходимые цвета.

Мастер определял, сколько потребуется оттенков. Например, для плавного перехода цвета на притененном лице их должно быть минимум 4.

Применение смальты с добавлением благородных металлов позволяло подчеркнуть святость участников библейских событий, придать им живость.

Мозаика на золотом фоне
Византийская мозаика на золотом фоне.

Применяемые материалы

При создании мозаичных картин византийские мастера использовали смальту. История ее изготовления неразрывно связана с разработкой технологии варки стекла.

Получить прозрачный материал было намного сложнее, чем сплавлять песок с добавлением золы и окислов металлов. Но первые цветные образцы не отличались эстетичностью, оттенки получались серыми, грязно-зелеными, бурыми, даже с получением черного цвета возникали сложности.

Римские мастера, создававшие свои мозаические полотна намного раньше, применяли не только стекло, которое в большинстве случаев имело желто-коричневый оттенок, но и осколки натуральных камней.

Византийцам удавалось добиваться более высоких результатов, отчасти благодаря использованию секретов, которыми обладали древние ассирийские и вавилонские стекловары.

Заслуга византийских мастеров - изобретение золотого триплекса, состоящего из:

  • толстой основы;
  • золотой фольги;
  • тонкого стеклянного покровного слоя.

Путем изменения толщины фольги и пробы металлического сплава достигалось изменение цвета смальты: тонко раскованное червонное золото придавало ей зеленоватый оттенок, легирование медью и серебром позволяло получать нежные розовые тона.

Старая мозаика
Старая византийская мозаика.

Отличия от римской

Римская мозаика более древняя, расцвет ее приходится примерно на III век до н.э., с византийской она имеет некоторые различия, представленные в таблице.

Римская Византийская
Используемые материалы Натуральные камни, фрагменты кирпича, мрамор, драгоценные камни, кусочки металлических пластин Кусочки смальты с разным наполнением
Где и как использовалась Декор стен и полов общественных помещений и богатых домов Оформление стен церквей и храмов, усыпальниц священнослужителей и монархов
Тематика картин Мифологические персонажи Библейская тематика
Особенности рисунков Основа - светлый, созданный из хаотично расположенных камешков фон. Орнаменты и фигуры выполнены из материалов мелкой фракции Задний план золотистого или серебристого оттенка, установка фрагментов разновысокая, что позволяет создать мерцание фона. Материал выкладывается путем прямого набора, подбор элементов производится соответственно месту, с учетом цвета, формы, размера

Основные мотивы творческого проекта

Применяемые в византийской мозаике изображения имеют разные смысловые нагрузки:

  • лавровый венок - знак отличия, который подносили победителям спортивных соревнований или знаменитым военным начальникам;
  • плетенка - позаимствована из арабских орнаментов, применяется для создания всех композиций;
  • акант - символ преодоления жизненных испытаний, триумфа, вечной жизни;
  • спираль - может преобразовываться в соприкасающиеся окружности, создающие неповторимую сетку фона.

В качестве мотивов нередко использовались растения и представители фауны:

  • древо жизни - постоянно наполняется новым смыслом, но всегда пересекается с идеей креста, является символом евхаристии, изображается в виде виноградной лозы;
  • голубь - изображается с веткой оливы в клюве, символизирует мир, очищение душ;
  • лилия - воплощает непрерывное обновление природы;
  • византийский цветок - отличается обязательным наличием спиральных усиков, широко применяемый мотив;
  • грифон - обозначает мудрость, божественную силу;
  • рыба - представляет Спасителя, относится к ранним символам.

Для изображения монограммы Иисуса Христа применяются скрещенные греческие буквы Х и Р. По краям размещают символы "альфа" и "омега".

Голубь
Цветы - красиво, но чаще всего вы увидите голубя - символ мира. Древние были озабочены миром.

Образцы византийской мозаики

По истечении веков интерес к мозаике не исчез. До наших дней сохранились композиции, вызывающие восторг ценителей искусства. К числу шедевров относят работы, датируемые XI-XIV вв.

В кафедральном соборе города Чефалу, находящемся в метрополии Палермо на Сицилии, сохранилась фигура Пантократора. Изображена на ней верхняя часть тела Христа Вседержителя.

Левой рукой он удерживает раскрытое Евангелие, правой благословляет молящихся. Живость изображению придает благородный золотой фон за спиной Иисуса.

Панно в кафедральном соборе
Мозаика Христос Вседержитель в соборе Чефалу.

Не менее знаменито панно с изображением Девы Марии в Соборе Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Матерь Божья с Младенцем Христом на коленях восседает на троне.

По сторонам от нее изображены святые, в руках они держат макеты храмов. Фон изображения золотистый, его выгодно оттеняет пол, выполненный из смальты роскошного изумрудного цвета.

В Стамбуле
Мозаика Девы Марии в Константинополе. 

В соборе Святой Софии в Киеве находится панно "Причащение Апостолов", созданное в XI в. Искусствоведы считают его настоящим образцом классической школы. Над его изготовлением трудились талантливые византийские мастера, за все время существования произведение искусства ни разу не реставрировалось.

Причащение Апостолов
Панно "Причащение Апостолов".

Сегодня также можно увидеть фрагменты напольной мозаики в Большом дворце Стамбула.

Наибольшее количество панно сохранилось в церкви Сан-Витале, расположенной в итальянском городе Равенне. Главным отличием изображений в этом храме является использование голубого, зеленого и белого фона.

Сами картины имеют христианскую тематику, но используемые цвета присущи произведениям поздней античности. Золотой оттенок присутствует только в мозаиках алтаря.

Хотя часть произведений византийских мастеров в результате разрушительных войн утрачена, даже дошедшие до наших дней образцы дают представление о величии этого направления искусства.

Мозаика в церкви
Византийская мозаика в церкви Сан-Витале.

Применение в современном интерьере

Смальта отличается прочностью, долговечностью, привлекательностью. Сегодня применяется в качестве отделки для стен и фасадов, дверей и лестниц, полов и колонн.

Преимущества материала - в возможности использования его:

  • в помещениях с высоким уровнем влажности (сауне, бассейне, ванной, кухне);
  • в условиях освещения поверхностей прямыми солнечными лучами;
  • в местах, где возможны резкие перепады температуры.

Укладкой мозаики вручную в наше время занимаются крайне редко. Поскольку смальта поступает в продажу в виде готовых блоков на бумажной или тканевой основе, то задача мастера заключается в качественной подготовке поверхности и правильном перенесении на нее готового изображения.

Византийская мозаика из смальты - это произведение искусства, которое может применяться отдельно или в сочетании с другими элементами декоративной отделки.

21-09-2020